Жилищно-коммунальное искусство
Данный материал подготовлен на основе результатов исследовательского семинара студентов Российского Государственного Гуманитарного Университета факультета истории искусства под руководством редактора partizaning.org и преподавателя РГГУ Антона (Мэйка) Польского. Если верить информации, найденной в просторах сети, термин ЖЭК-арт (хотя правильнее было бы говорить ТСЖ-арт, от «товарищество собственников жилья») появился благодаря одноименному паблику VKontakte, основанному в 2014 году. Изначально его создатели собирали фотографии современного народного творчества, изготовленного из таких материалов как: шины, пластиковые и стеклянные бутылки, дерево, мягкие игрушки и т.д.
Евгений Бойченко, один из создателей группы «ЖЭК-арт»:
О корнях происхождения жэк-арта можно писать много, но единственного правильного ответа, на наш взгляд, не существует: это и желание привнести новые краски в окружающую действительность, это и попытки украсить серое пространство вокруг, и наследие советского прошлого, которое превращается в культ «пристроить все, что есть», это и тема «крестьянин в городе», когда по-прежнему непроизвольно хочется видеть подобие деревни за окном, это и стремление сделать самим то, что не делают другие (ЖКХ и городские власти), это и желание помочь детям, сделав для них новые игрушки, и жажда выплеснуть накопившиеся в душе творческие потребности в самовыражении, это и соперничество, и мода, наконец. Помимо анализа статей по теме и фотографирования объектов ЖЭК-арта, в рамках нашего семинара, мы пообщались ЖЭК-артистами и жителями обустроенных энтузиастами дворов. Подобное творчество вызывает у последних как бурную положительную реакцию, так и снисходительное умиление; многие связывают его с реалиями и бытом времен Советского Союза. Александр, прохожий:
Никита, еще один прохожий:
Из всего вышесказанного вытекает два важных вопроса: можно ли считать ЖЭК-арт искусством или это все же социокультурный феномен, который необходимо исследовать социологам, городским антропологам, культурологам; и действительно ли это сугубо постсоветское, распространенное только на территории СНГ, явление, или есть аналоги ЖЭК-арта в мировом масштабе? Отвечая на первый из этих вопросов, обратимся к термину «искусство аутсайдеров» (или ар-брют), включающее в себя творчество людей, находящихся вне общества (или, по крайней мере, арт-системы) — душевнобольных, детей, представителей различных маргинальных групп, для которых это не только способ самовыражения, но и определенная терапия. Для искусства аутсайдеров, сделанного людьми, не получившими подготовку в области искусства, характерна некоторая наивность в реализации живописных работ, скульптуры, инсталляций.
Мы поговорили с москвичом, который украсил свой дом (голубятню и прилегающую территорию) различными подручными объектами, игрушками, лебедями из шин и картинами кисти малоизвестных художников. Не удивительно, что он впервые столкнулся с тем, что кто-то придумал для его творчества специальное название, и даже пытается как-то анализировать с точки зрения современного искусства. Идея использовать шины пришла его другу, вместе с которым они взялись за это нелегкое дело, постепенно добавляя другие элементы, найденные случайно на улице или принесенные подрастающим поколением. Для него это скорее способ украсить свой участок, потратить с пользой свое время и разнообразить жизнь внуков. «Надо руки прикладывать», — говорит он. Обилие причин возникновения ЖЭК-арта способствует разнообразным способам его существования. Попытки систематизировать это довольно противоречивое явление привели нас к следующей классификации:
Мы нашли и другие попытки классификации ЖЭК-арта, например, от Александра Емельянова, создателя интернет-сообщества «Музей имени НАС (народные арт среды)». Его классификация выглядит следующим образом:
Еще одним возможным вариантом классификации может быть разделение ЖЭК-арта на группы в зависимости от авторства работ:
Ну и, наконец, разработанная нами схема трендов этого сезона в ЖЭК-арте:
Проводя опросы, мы установили, что большинство респондентов относятся к ЖЭК-арту позитивно («бывают креативные работы», «глаз радует», «иногда бывает действительно мило и к месту») или нейтрально («мне не мешает», «не раздражает», «работы никогда не привлекали», «не обращал внимания»). Однако в подмосковном городе Железнодорожный мы обнаружили объекты ЖЭК-арта не в лучшем состоянии, кажется, что их сделали и забыли о них, никто не занимается их «реставрацией» или, хотя бы, поддержанием в приемлемом состоянии, поэтому с каждым годом они приходят во всё более в убогое состояние.
Нечто похожее по форме мы обнаружили в Нидерландах, где отработанные турбины и лопасти ветрогенератора были превращены в огромную детскую площадку. В Англии знаменитые красные будки с приходом мобильной связи переоборудовали в самые маленькие в стране библиотеки и мини-пабы, в Австралии из них сделали пункты подзарядки электромобилей, а в североамериканском городе Yellow Springs преобразованию телефонных будок в арт-галереи был посвящен целый проект. Подводя итог, ЖЭК-арт стоит отнести скорее к социокультурной сфере, хоть и тесно граничащей с народным искусством и современным городским фольклором. Его аналоги, основанные на идее обустройства, улучшения и украшения окружающего городского пространства из подручных материалов, существуют в ряде стран за пределами нашего региона. Это наглядный пример того, что небезразличные к окружающей городской среде люди есть по всему миру, при этом в западно-европейских странах аналоги ЖЭК-арта чаще реализованы с приглашением профессионалов и при содействии различных фондов и институций. Вероятно, как способ решения своеобразного противостояния сторонников и противников ЖЭК-арта можно решить через более инклюзивный подход со стороны муниципальных властей, которые должны обустраивать прилежащие к дому территории и дворы в тесном контакте с местными жителями, с одной стороны, учитывая интересы жителей и их культурный потенциал, но с другой, прививая вкус и повышая уровень технической реализации самодельного обустройства.
Авторы статьи, участники(цы) семинара: Антошкина Виктория, Букина Дарья, Ильин Максим, Лысенко Екатерина, Магомедова Джамиля, Шульгина Ксения |