В поисках понимания и одобрения, каким бы ты ни был
После первой поездки в Амстердам в 2004 году у меня осталось впечатление, что это город, стиль жизни в котором максимально соответствует моему собственному. Обитая же в Москве или Петербурге, постоянно приходится думать об отвоёвывании пространства для себя и своих интересов — передвижения на велосипеде, высказывания собственного мнения и так далее. Немногим более 20 лет назад наше общество отказалось от одного курса и попыталось воспользоваться примером западных стран; нам кажется, что есть места, где все наши проблемы решены и нужно лишь скопировать решения на нашей территории. Однако даже в Нидерландах, в стране где понятия толерантности и взаимоуважения доведены до максимально значимых, существуют свои проблемы. По мере приближения к тому образу жизни, о котором мечтаешь, к своему удивлению начинаешь понимать, что не все так однозначно и, вероятно, что не существует места, где тебя поймут и примут таким, какой ты есть. Это среду нужно создавать самому — каждый день.
При помощи моих друзей и организаторов фестиваля я начал делать исследование о состоянии голландского общества с целью попытаться найти общие места между тем, что происходит там и здесь. Два года назад в Нидерландах к власти впервые пришли правые популистские политики, которые начали реформы, суть которых сводится к снижении трат на социальные нужды (и в частности на искусство), ужесточение миграционного законодательства, большая переориентация на рыночные взаимоотношения и, в целом, частичный отказ от идеи мультикультурализма в пользу более традиционной национальной модели. По сути все то, что так привлекает в голландском обществе сейчас претерпевает серьезный кризис. Процесс исследования привел меня к вопросу о том, где то место, где я хочу быть, что ценного есть в опыте коллективизации в Советском Союзе и чему мы можем научиться у западных стран, а они у нас. При всей изолированности и непонимании того, что происходит в других странах (особенно это было очевидно, когда местные политики говорили о России), у меня все же сохраняется ощущение, что сейчас люди в разных странах так или иначе стоят перед похожими проблемами. И ответ здесь в еще большей интеграции, обмене идеями и опытом, совместной работе в поиске решений, основанных на учете мнения меньшинства.
«Это место никогда не будет затоплено, правда?»Место: Vondelpark Установлен: 29/02/2012Демонтирован: на следующее утро Вондельпарк — центральный и невероятно красивый парк в Амстердаме, почти каждое утро я ездил через него из дома в ДеБали, где проходил фестиваль. Идея этого знака отсылает к Polder model, в двух словах, это основа голландской толерантности и социализма. Эта модель тесно связана со строительством дамб и требует умения вести дискуссии и договариваться. Только объединившись голландцы способны бороться с наводнениями, все вместе строя дамбы. По аналогии с этим, бороться с глобальным потеплением и другими экологическими проблемами должны все жители земли, и полдерная модель может и должна экспортироваться голландцами глобально. Иначе они просто утонут.
«Это мультикультурное место, правда?»Место: Waterplain WestУстановлен: 01/03/2012 Этот знак висит рядом с остановкой паромов (при выходе с централ стейшн), которые развозят жителей Северной части города по домам. Естественно там живет много эмигрантов. Дабы сделать Noord более привлекательным, власти активно поддерживают появление здесь различных художественных резиденций, галерей и других артистических мест.
«Это место уже оккупировано, правда?»Место: SpuistraatУстановлен: 02/03/2012 Рядом с одним из последних сквотов в центре города. В этом году вступил в силу закон против сквотов, что естественно вызвало массу недовольства у разного рода анархистов и прочих сквоттеров. В Амстердаме также существует местное движение Occupy, которое дислоцируются напротив биржи. Однако в реальности несколько палаток на площади сейчас оккупировали бездомные.
«Это место для свободного политического высказывания, правда?»Место: Kleine GarmanplantsoenУстановлен: 02/03/2012 При входе в центр ДеБали, известный кинозал и политический дискуссионный клуб, где и проходил наш медиа-фестиваль. По загадочному и не очень приятному стечению обстоятельств за день до начала фестиваля здесь был день поминок известного голландского писателя Anil Ramdas, который и организовал это место. В конце февраля он покончил с собой, говорят он был в депрессии.
«Это место для свободного проявления своих чувств, правда?»Место: ReguliersdwarsstraatУстановлен: 03/03/2012 Демонтирован и заново установлен: через несколько дней на том же месте Расположен на улице с непроизносимым названием, в одном из эпицентров гей-жизни в Амстердаме. Впрочем этот знак можно было бы повесить практически в любой части города. Через несколько дней после установки, проезжая мимо, обнаружил, что один из столбов, к которому был прикреплен знак, исчез вместе с одним из других «настоящих» знаков. Мой же лежал прикрепленный ко второму столбу на земле слегка покоцанный. После ремонта знак был установлен вечером того же дня.
«Это место высокой толерантности, правда?»Место: Arie BiemondstraatУстановлен: 07/03/2012 На заднем плане здание бывшей патолого-анатомической лаборатории, а теперь институции под названием Smart Project Space, где некоторое время назад проходила ретроспектива группы «Что делать?». Сейчас здесь проходит выставка политического, в самом широком понимании, искусства. Среди работ — двухканальное видео Игоря Грубича. На одном из экранов показываются документальные кадры с гей-парадов в Белграде (2001) и Загребе (2002), в ходе которых и манифестантам, и охраняющим их полицейским пришлось защищаться от толпы нацистов и сочувствующих им горожан.
«Это не военная база, а убежище для художников, правда?»Место: Gerrit Rietveld AcademieУстановлен: 13/03/2012 При входе в одно из лучших учебных заведений в области искусства, дизайна и моды в Европе. По стечению обстоятельств в день установки здесь началась неделя-фестиваль с открытыми лекциями. Главная тема первого дня — World Question Center, проект бельгийского художника James Lee Byars. Начиная со следующего года в Голландии серьезно урезаются расходы на искусство, в связи с этим художники и кураторы страдают депрессией и начинают больше кооперироваться, институции переезжают на окраины или вообще закрываются. Власти мотивируют это экономией в ситуации кризиса, но в то же время под давлением НАТО закупают военные самолеты на сумму в несколько раз превышающую экономию на искусстве.
«Здесь толерантно, правда?»Место: OostanburgermiddenstraatУстановлен: 14/03/2012 Живописный пустырь перед зданием, где находятся издания нескольких популярных голландских газет и журналов. По соседству находится здание, куда в этом году переезжает влиятельная местная арт-институция Mediamatic. Старое здание в центре города, где сейчас проходит одна из последних (по всей видимости) выставок — про грибы — приходится покидать также по причине сокращения финансирования на искусство в Нидерландах.
«Велики не ездят на бензине, pravda?»Место: VondelparkУстановлен: 14/03/2012 Место для знака было выбрано при помощи дрейфа (dérive — одна из техник в психогеографии). В качестве инструментов использовался компас, кубик и go-pro для документации. Маршрут проходил от Американ Бук Стора до Амстердамского университета, далее блуждание по улицам и набережным с 5-минутными паузами, после выяснения у прохожего где ближайший парк, установка знака в Вондельпарке, далее блуждание и слежка за человеком в синем. Маршрут отмечен на карте. Само место — мост над велодорожкой при въезде в парк со стороны центра с самым мощным вело-трафиком в городе и большим количеством туристов (в том числе и из России).
«Это место для легального употребления марихуаны, правда?»Место: Spui CentreУстановлен: 14/03/2012 Последний в Амстердаме. На моей любимой площади с тремя отличными книжными магазинами, любимым кофешопом за углом и напротив аптеки под названием Docter Makelaardij. Правые политики, пришедшие два года назад к власти, успели уже многого наделать. Одна из инициатив — запрет на продажу травы туристам — в Амстердаме, к счастью, пока не действует.
Ссылки: Makesoserious.com |