Впечатления года (2012)
Прошедший год был, пожалуй, самым насыщенным за всю нашу жизнь, и мы надеемся, что всё это лишь начало чего-то большего и лучшего, того о чем мы мечтали и за что боролись. Мы подготовили список из 18 событий, художников, работ, акций — всего того, что больше всего нас поразило и что запомнилось в этом году. Условно весь список можно было бы разделить на две части: критику и борьбу с существующим положением дел, а также более локальные примеры по переобустройсту реальности, кристаллизации новых идей и способов взаимодействия. Впрочем, большинство явлений проявляют себя в обоих направлениях. Этот список весьма субъективный, поэтому мы будем рады, если вы также поделитесь с нами своими впечатлениями в комментариях.
![]() Народное творчествоПервое и главное впечатление заключается в том, что большинство вещей, которые нас радовали и давали почву для обсуждения, проходили где-то под боком в городском пространстве, а не в далеких странах и в интернете. Однако при всем многообразии творческих инициатив и художественных акций, все же главный источник вдохновения — это активности, способы коммуникации и обживания городского пространства простых людей. И мы этому очень рады, так как идея «партизанинга» основана именно на том, что люди по сути своей очень смекалисты и обычно знают что им нужно. И в сложной ситуации, когда многое нельзя или невозможно, они способны как вода протекать сквозь препятствия и находить неожиданные решения. Однако всё по порядку:
Слава Паши 183После серии зимних протестных акций и накануне вторых (президентских) выборов британская пресса решила убить сразу двух зайцев, написав о России и напомнив в очередной раз о величии Бэнкси, от которого давно не видно новых интересных работ. Вслед за британцами о Паше решили написать журналисты со всех уголков мира на самых разных языках, а широкая общественность в России узнала о местном уличном гение лишь благодаря признанию его в западной прессе. Все это стало поводом для дискуссий, которые отразились в нашей статье «"Русский Бэнкси" как обзывательство».
![]() Шумиха вокруг Pussy RiotОднако настоящий «успех», полностью затмевающий историю с Пашей, пришел к феминистической квир-панк-группе Pussy Riot. История с их выступлением и арестом была подхвачена самыми разными группами людей как иллюстрация зачастую абсолютно противоположных идей, для большинства реальное послание акционисток имело вторичное значение. Например, для различных оппозиционно настроенных художников и активистов, а также наоборот консервативно настроенных граждан это стало поводом разделения на своих и чужих (я ни раз читал, что, мол, все нормальные люди считают перформанс шедевром и поэтому просто обязаны бороться против кровавого режима). Как заметил один знакомый немецкий журналист, любая критика акции группы в европейской прессе приравнивалась чуть ли ни к пособничеству лично Путину и единственная «правильная» реакция была противопоставление добра и зла, в котором участницы группы выставлялись прямо-таки святыми. Идея анонимного цветастого захвата публичных пространств, а также феминизм и толерантное отношение к секс-меньшинствам — вещи, которые мы безусловно разделяем. Однако встает вопрос, услышаны ли были эти идеи и взяты ли на вооружение или для подавляющего количества людей все это стало поводом для истерии и борьбы против некоего абстрактного зла.
#ОккупайАбайОккупирование площади и окрестностей на Чистопродном бульваре вокруг памятника казахскому писателю Абаю Кунанбаеву — это не только первая реальная материализация идеи occupy в Москве, когда на одном куске земли уживались люди с самыми разными взглядами, вместе бытующими в публичном пространстве, но и пример самоорганизации людей, не желающих, чтобы их голос был делегирован неким самопровозглашенным лидерам протеста. Образовательные программы, дискуссии, формат ассамблей — все эти активности и механизмы достижения консенсуса — неоценимый опыт, после которого многие участники лагеря разбрелись по самым разным углам нашего общества, распространяя идею прямой демократии и подрывая веру в то, что против системы необходимо выходить под знаменами одного движения и за спинами каких-либо лидеров.
Интерактивные протестыГлобальное протестное движение в разных частях света, начиная от Монреаля и заканчивая Москвой, все чаще переходит от традиционных митингов и шествий к различным формам интеракций, где художники занимают далеко не последнее место. Таких примеров очень много, однако, пожалуй, один из самых эффектных — надувные скульптуры берлинских художников из Eclectic Electric Collective, которые не только изготавливают их сами и высылают в помощь коллегам на других континентах, но и проводят воркшопы, показывая как эти скульптуры изготавливаются. В этом году они изготовили три гигантских серебряных куба для майской демонстрации в Берлине, которые использовались как гигантский мяч в противостоянии между полицейскими и манифестантами.
Институциализация активизмаВ этом году множество различных художественных и архитектурных мировых событий попытались провести свои мероприятия в более горизонтальном формате или отразить новые течения. В целом можно отметить, что большинство из этих попыток оказались безуспешными: Берлинская биеннале, о которой ждали столь многого, разочаровала. Американский павильон на архитектурной биеннале был полностью посвящен тактическому урбанизму, однако многие высказали разочарование и по этому поводу. Некоторые инициативы были лучше, как, например, последняя Документа или фестиваль в Австрии, где нам удалось участвовать. Но, в целом, можно констатировать, что низовые проекты инициировать сверху очень сложно (если вообще возможно).
![]() Сотни новых работ и инициатив Кирилла КтоКирилл в этом году был как никогда активен, оставив сотни своих посланий в городе на тему общества, публичных пространств и засилия автомобилей. Он рисовал баннеры для колонны Оккупай, постеры для бюллетеня Партизанинга, которые мы распространяли на февральском митинге на Болотной, разрисовал мост у Винзавода и опубликовал миллион фотографий и разоблачений на своей странице в fb.
![]() Городские интервенции ГомераВ начале года мы написали заметку о том, что Саша в последнее время мало рисует на улице и слишком много сотрудничает с галереями, выставляя зачастую достаточно сомнительные по сюжету, хоть и очень красивые, фотографии, удовлетворяя вкусам новым буржуа, ностальгирующим, по всей видимости, по чернушной молодости. Гомер принял вызов и смог поработать сразу на два фронта, взламывая рекламные щиты и вешая на месте зомбирующей киевской рекламы свои послания и фотографии. Кроме этого, нельзя не отметить его слой на Стене.
![]() Политические работы Тимофея РадиТимофей продолжает радовать. Он активно поддержал наш вектор на улучшение и одомашнивание городской среды, однако самыми успешными и резонансными, пожалуй, оказались его высказывания на тему политической (не)стабильности и обескураживающей циничности властей на прошедших выборах.
![]() 0331сНевероятная серия работ, сделанная им в этом году заставила нас задуматься о том, что мы незаслуженно мало уделяли внимания этому художнику. В начале следующего года ждите сразу несколько материалов, посвященных творчеству 0331c.
Зебры и другие майские интервенцииОтметим и свои инициативы, в числе которых наиболее успешной оказалась серия улучшений на местности: самодельные лавки, пешеходные переходы, новые веломаршруты и прочее. Все это было сделано в рамках марафона «Делай Сам» и отражено на нашей выставке «Собянин, детка, давай!».
Самодельная площадка Андрея СальниковаАндрей — наш настоящий герой года. Своими руками он построил лучшую детскую площадку в городе за которую получил гран-при Московских Новостей, не без нашего, между прочим, участия.
![]() Улучшения на районахПосле выборов встал вопрос «что делать дальше» и большинство деятельных активистов и прочих горожан взялись за малые дела. В области городского перепланирования можно отметить работу муниципальных депутатов, нашу серию летних воркшопов со Стрелкой и исследование с почтовыми ящиками, появление и/или развитие таких инициатив как UrbanUrban и Городские проекты, появление блогов Город-друг, Keep it Local и много чего еще. Понятно, что многие инициативы не всегда практичны, часто слишком экспериментальны или направлены на копирование того, как хорошо у них, либо имеют явный оттенок популизма, однако в целом весь вектор на улучшение жизни в районах не может не радовать.
![]() Взаимодействие с горожанамиМногие проекты в этом году были направлены на вовлечение горожан и простых жителей. И особенно интересно то, что, несмотря на факты крушения и вандализма, как, например, при строительстве беседки в одном из спальных районов Петербурга или в рамках проекта в посёлке Пятихатки группировки «ЗИП», даже негативный пример воспринимается как очень позитивный опыт, проявляющий болевые точки, проблемы и способы взаимодействия со средой и жителями.
![]() Велосипедизация городовГод начался с борьбы за тендер на разработку схему веломаршрутов между бюрократической коррумпированной ситемой и группой активистов, а закончился презентацией оптимистичных планов департамента транспорта Москвы на следующий год. Многолетние усилия активистов и независимых профессионалов как, например, урбаниста из Екатеринбурга Владимира Злоказова привели к тому, что правительства многих российских городов начали свои программы по велосипедизации с вовлечением и приглашением в качестве консультантов вчерашних активистов. К чему это приведет — покажет следующий год.
![]() ХактивизмВ области городского перепланирования и интервенций все большую популярность набирает термин хактивизм. Один из самых активных уличных художников, рассматривающих взлом городского пространства как основную тактику — француз Флориан Ривьер, который провел ряд воркшопов и лекций в Дублине, Берлине и Москве — на Стрелке, где с милейшим французским акцентом прочитал замечательную лекцию о принципах хакинга городов. Не меньшим впечатлением оказался и наш совместный воркшоп, в рамках которого были организованы игры по самодельным видам спорта на севере Москвы.
![]() Бесплатная экономикаОбмен, бартер, всевозможные фримаркеты и таймбанки — это, с одной стороны, локальные проявления антикапиталистических идей, а с другой — естественная реакция на глобальный экономический кризис. Фримаркеты (или как их часто называют дармарки) проводятся в большинстве российских городов и привлекают все большее количество людей. В кафе теперь платят не за еду, а за время, а в идеале не деньгами, а другими услугами. Кирилл Кто находит на помойках новую одежду и раздает нуждающимся и чинит мебель в обмен на ночлег.
![]() Все — урбанистыНу и наконец последний тренд, знаменующий конец эпохи профессиональных художников, архитекторов и политиков. Урбанизм и работа с городом (как впрочем и политика) требуют знаний во всех возможных областях, начиная от истории архитектуры и заканчивая социологией, практического опыта и понимания интересов самых разных групп. Идею того, что все — урбанисты можно понять двояко: с одной стороны, все наши эксперименты и проекты направлены на вовлечение людей, и результаты показывают, что люди гораздо больше осведомлены о контексте происходящего и лучше знают что именно им нужно. Фактически именно они выступают в качестве экспертов, а роль «профессионала» здесь лишь в том, чтобы грамотно модерировать диалог. С другой стороны понимание того, что любой может нести в себе знания о том, что нужно и, фактически, выступать в качестве эксперта, рождает огромное количество псевдо-экспертов, отличных пиарщиков и различных дельцов, готовых с наскоку организовывать масштабные проекты по переобустройству городов и общества в целом. К сожалению (или счастью) так устроен современный мир и новые подходы, принципы и идеи могут адекватно работать только в условиях изменения самой системы, где люди в гораздо большей степени отдают себе отчет в том, что происходит, где они не делегируют свои полномочия и могут самостоятельно отделять семена от плевел. С новым годом!! На обложке:Rina Ray, о котором или которой нам ничего не известно. |