Провалы года: здесь наши велодорожки расходятся

Два раза с момента запуска нашего сайта мы делились «впечатлениями года», выражая свой респект авторам наиболее интересных, на наш взгляд, проектов и указывая на основные тенденции в уличном искусстве, арт-активизме и тактическом урбанизме за прошедший год — в мире и в России, в частности.

Под конец этого, 2013 года у нас появилось стойкое ощущение, что вещи, о которых мы начали писать/продвигать два-три года назад плавно стали мейнстримом, и наша первоначальная миссия уже даже в чем-то выполнена: в городе тусуют Гейл и Пеньялоса, активисты и прочие урбанисты стали главными героями сегодняшнего времени, центр Москвы забит велопарковками и пешеходными улицами, у «стрит-артистов» появился свой форум и премия, а мы сами перестали наконец чувствовать себя взаперти своего маленького круга единомышленников.

В связи с этим «успехом» мы решили взять еще более критический курс, дабы держать окружающих и себя самих в тонусе и заставлять двигаться дальше, и подводим итоги года, подчеркивая все то самое важное, что мы провалили, проебали, запороли, упустили и провафлили в этом году.

 

Смерть Паши 183

Два года подряд список наших «впечатлений» открывал Паша — самый честный, последовательный и наивный русский уличный художник, который взял и ушел из жизни 1 апреля 2013 года. В самом начале года он сделал огромный рисунок-поздравление, и было ощущение, что год начинающийся принесет много новых замечательных работ...

 

Последовательность Тимы Ради

Другая звезда отечественного стрит-арта — Тимофей Радя — к счастью, живет и здравствует, и даже получил в этом году несколько премий. Он радовал нас весь 2012 год своими продуманными акциями по переобустройству города и, особенно, политическими высказываниями на тему (не)честных выборов и (не)стабильности нашей политической системы. Однако основная критика Тимофея заключалась как раз в отсутствии в его работах той честной наивности и принципиальности, за которые мы так любили Пашу.

Проекты Тимофея сделаны очень качественно, но вместе с этим складывается ощущение, что они в чем-то слишком конъюнктурны и не достаточно спонтанны. Похоже, что Тимофей пытается усидеть сразу на нескольких стульях. Всего год назад он выступал против тирании одного режима, а уже через полгода отмалчивается по поводу прихода к власти в его родном городе персонажа, известного организациями пыток наркоманов и обворовыванием незамужних женщин. Мы хотим большей честности и артикулированной позиции, самокритики, прозрачности и последовательности. И пока очевидно, что Радя на волне успеха летит туда, куда несет его эта волна, но не факт, что она несет его в правильном направлении.

 

Форум «стрит-арта» Мост

Больше фотографий: здесь.

Год начался с закрытия проекта «Стена» и исхода уличных художников с Винзавода, администрация которого, при своей невнимательности и авторитарности, почему-то решила, что проект принадлежит исключительно им, а кураторы, делающие весь спектр работ, начиная от дизайна и пиара и заканчивая проведением всех событий и производством собственно самих слоев, здесь сбоку-припеку.

Но провал не в этом (черт бы с этим проектом, стен в городе хватает и без пресловутого Винзавода), а в том, что уже в конце года главный фигурант событий Кирилл Кто стал арт-директором форума «Мост», заявляющего себя как стрит-арт ориентированного (не сложно догадаться, что прошел он на территории Винзавода). На практике же все обсуждения сводились к тому, как городские власти и бизнес могут использовать уличных художников для монументальной росписи фасадов и как на этом можно выстроить рынок. Премия также оказалась весьма субъективной, где большинство представленных к выбору работ были созданы исключительно легально в рамках больших фестивалей и в первую очередь ЛГЗ, по своей сути не имеющие прямого отношения к стрит-арту. И премия, и форум, по нашему мнению, дискредитируют понятие уличного искусства и созданы исключительно для легитимации сегодняшних фестивальных программ.

Дабы исправить ситуацию, в апреле следующего года на «Делай Саммите» мы планируем значительно расширить блок стрит-арта, выбрав диаметрально противоположную перспективу; а одним из гостей станет Алэн Бибер, куратор, арт-критик, создатель одного из самых авторитетных блогов о стрит-арте и активизме rebelart.net, и редактор книг Urban Interventions и Art and Agenda.

 

Кампания Ивана Урбановича

После ряда наших успешных акций городского и политического толка мы решили сыграть по-крупному, «выдвинув» на выборах в мэры нашего собственного кандидата посредством медиа-кампании.

Мы никогда не разделяем оптимизма по поводу идеи честных выборов, и последние выборы в очередной раз показали, что любые из них — манипуляция и значительное упрощение повестки дня. Люди же не склонны выискивать что-то альтернативное тому, что уже есть в предвыборной «витрине», ограничиваясь лишь крайностями или убеждениями «кто угодно лишь бы не существующая власть», тем самым избирая очередного авторитарного лидера.

Наша попытка обратить внимание на более сложные социальные вопросы и поднять дискуссию о тех москвичах, кто не имеет права голоса оказалась безуспешной, а сам Иван Урбанович наклеил на свой внедорожник большую наклейку «Навальный» уехал, забыв про свой самокат.

 

Опросы и вовлечение местных жителей

Фрагмент переписки с волонтерами проекта, студентами института «Стрелка» по опросу горожан через почтовые ящики.

Мы постоянно обращаемся к идее вовлечения горожан в процесс переобустройства города, однако, спустя три года работы вынуждены признать: люди не очень активно вовлекаются. И это проблема не только Москвы, но и большинства мест, где нам пришлось работать.

 

Платформа в Дюссельдорфе

20131223-121928.jpg

Последний год стал для нас бесконечной чередой поездок по городам мира, во многих из которых мы организовывали воркшопы по вовлечению местных жителей в процесс перепланирования города. Со стороны может казаться, что это успех. Однако на практике очень редко удается за короткий срок не только сделать что-то полезное, но даже изучить местный контекст. Лишь один из примеров наших провалов — платформа в Дюссельдорфе, которую мы сконструировали для самодельного возобновления сообщения на заброшенной железнодорожной ветке.

В результате сама платформа оказалась неспособной перевозить людей, ветка оказалась не заброшенной, и по ней раз в неделю до сих пор ходит состав (к счастью не встреченный нами в день воркшопа). И, наконец, спустя пару дней мы выяснили, что платформа перевернута и разрушена местными торчками, которые и тусуются на этой ж/д.

 

Плохую лавку сделали

Наша самодельная лавка была сделана в прошлом году, но спустя еще год опять всплыла — в посте блогера fritzmorgan, озаглавленном «Красная скамья позора». В заметке нас назвали безрукими креаклами.

 

Националисты на Евромайдане

По ощущениям, события вокруг Майдана во многом похожи на протесты в Москве. Все начинается с невероятного эмоционального подъема, самоорганизации людей и захвата публичных пространств. И заканчивается узурпацией протеста оппозиционными силами, часто связанными с националистическими движениями, не менее авторитарными, чем режимы, против которых они выступают. Мы безусловно разделяем энтузиазм Саши Курмаза, сделавшего серию работ на Евромайдане. Однако опыт последнего времени очевидно показывает, что мы должны сами лучше артикулировать свою политическую позицию и последовательно (а не эпизодически) продвигать свои идеалы.

 

Выставки русского активизма за рубежом

Русский активизм (хотя в данном случае правильнее акционизм) занял место в ряде стереотипов о сумасшедшем русском государстве. Проведя изрядное время с заграничных поездках уже порядком надоедает то, как репрезентуется наша страна за рубежом. И наши (особенно успешные) художники делают большой вклад в формировании этих стереотипов. Складывается такое ощущение, что чем брутальнее, страшнее и уродливее художник представляет наше государство, тем больше у него шансов на успех на западе.

Наиболее характерным примером стала выставка из серии Re-aligned в норвежском тихом городке Тромсё за полярным кругом, где местной буржуазной публике представили (очень хорошие) работы политически-ангажированных художников из России, Украины и Беларуси. Качественно упакованный продукт, абсолютно оторванный от своего контекста, революционные песни Аркадий Коц перед горсткой мало-понимающих зрителей — все это выглядело крайне нелепой формой институциализации протеста. Активное участие в подобных проектах Тимы Ради, краснодарцев из ЗИП и ряда других уважаемых нами художников заставляет задуматься об альтернативных формах репрезентации уличного/активистского искусства в других городах и странах.

 

Все уже сделано до нас.
Мы лишь калька с Прово и Adbusters

Hermann Knoflacher, Вена, 1975 

Нас никогда не расстраивал момент повторения каких-либо акций или заимствования чужих идей потому, что в каждом новом месте, контексте, ситуации они звучат по-новому, да и пережиты и сформулированы они нами, а не кем-то другим. Все это честно, но с  последними разъездами, мы все чаще убеждаемся в нашей неоригинальности и в том, что все уже сделано до нас.

На архитектурном биеналле в Сан-Пауло есть отличная экспозиция тактик еще 10-ти (а то и даже сорока) летней давности, а голландское движение «Прово» еще в 60-х делали самодельные велосипедные шэринги и боролись с авто художественными методами. Мы очень вдохновлены этими примерами, но иммунитет понижен, и есть повод подумать о новом векторе, возможно более радикальном и критически настроенном.

 

***

 

Как вы возможно заметили, это первая статья на нашем сайте за последние пару месяцев. Мы переживаем кризис и заняты поиском/формулированием новых целей. В следующем году мы будем еще критичнее и злее (а может и нет), и особенно по отношению к самим себе. Велодорожки — не цель, а лишь средство для более серьезных изменений в обществе. Мы ехали вместе, но здесь наши веломаршруты разошлись.

С наступающими, наступившими и прочими.

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal

Комментариев (9)

  1. Softwalls

    Ребятушки, не падать духом! Ваш проект соблазнителен не столько своей турбо-креативностью и новшеством, а радикальностью. И радикальность эта не в том, чтобы сделать скамейку красной, а в том, чтобы сделать её! В том, что вместо тысячи постов о нехватке велопрокатов — вы едете в Выксу и делаете там один велопрокат. А так, если нужна будет помощь в подобных штуках — зовите. Я люблю время от времени поработать руками.

    • спасибо за хорошие слова, но мы не падаем, скорее размышляем ;-) можем ли мы вашу эл.почту включить в список рассылки для помощи в наших проектах?

      • Softwalls

        Включите.

        • сделано, ждите новостей :-)

  2. Bonzatina

    Мою тоже почту внесите )

  3. Пью за вас!

  4. Johnson JJ

    У страны и у общества успехи похуже ваших провалов…
    Уважуха и пожелание еще больше жизни в новом году!
    И да, мейл в рассылку включите тоже, пожалуйста.

  5. Oksana

    А можно и мне в рассылку)