«Вы думаете — это солнце нежненько треплет по щечке кафе?..

.. Это опять расстрелять мятежников грядет генерал Галифе!».
(«Облако в штанах», 1914-15г.)

Прекрасный Владимир Владимирович, свет ясный, — Маяковский актуален как никогда. Без лишнего разъяснения причин и поводов хотелось бы обратиться на этот раз к культурному воплощению всех революций.

Казалось бы, когда в стране бардак и истерия — как-то оно не до искусства. Тем не менее, удобрение и почва творчества Маяковского — именно революция, и не случись всех этих судьбоносных изменений — не было бы у нас, вероятно, поэта. Ну или наоборот: если бы не он, возможно история происходила бы с некоторыми корректировками. Инновационные по всем параметрам стихи взорвали на кусочки восприятие современников автора, став точкой отсчета свободы мысли, поведения, речи и остальных всевозможных свобод. Великий провозвестник партизанинга, Маяковский, закончив поэму «Сто пятьдесят миллионов» напечатал ее без фамилии, чтобы каждый дописывал и «лучшил». Этого, правда, так никто и не делал, зато фамилию знали все. Но здесь не об этом.

Стихи стихами, но 20 век уже не терпел отсутствия визуального комментария. В 1911 году по стечению обстоятельств Владимир Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — это было единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. И в 1919 году его художественные навыки пригодились для серии агитационных плакатов Окна РОСТА (Российского телеграфного агентства), получивших свое название от пустующих витрин послереволюционных магазинов, на которых они и располагались. К тому времени плакаты были самым действенным инструментом идеологической пропаганды из-за лаконичности и простоты символов. Многие образы заимствовались из традиционных направлений — лубка и модерна, поэтому даже малограмотное население без труда воспринимало агит-информацию.

 

«... дело мое меня интересует, только если это весело», а по сему окна РОСТА были простые, близкие народу, с соответствующим ситуации юмором и неминуемо вошли в историю мирового комикса.

 

Плакаты копировались с помощью трафаретов, по которым раскрашивались заодно и стены зданий, заборы и тротуары. Такой стрит-арт во плоти естественным образом учитывал особенности народной культуры — лаконичность и выразительность, ко всему прочему, привносили разнообразие в городской быт обывателей.

 

 

В 1923 году графическим багажом Маяковского становится творческое объединение ЛЕФ (ЛЕвый Фронт искусств), выпускающий под его руководством одноименный журнал. По словам самого Маяковского, «это охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма». Считая себя единственными подлинными представителями революционного искусства ЛЕФовцы агитировали за конструктивизм, деэстетизацию искусства, и литературу факта.

 

 

Глупо наверно рассуждать на тему «что бы сделал Маяковский живи он на этой неделе?» — понятно, что его сотворила та эпоха, и что сейчас никому бы и в голову не пришло обратить внимание на человека, пишущего стихи. Но дело в том, что на этой неделе, скорее всего, Маяковского бы плющило и таращило. Он бы вешал партизанские плакаты, снимал об этом видео, вдохновленный, устраивал перформансы на площадях и делал бы это все с потрясающим вкусом. Поэтому  хотелось бы напомнить, что в силах искусства — не только реагировать на происходящие события, но и участвовать непосредственно в свершении истории.

 

НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ

Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!» —
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
1913

 

ДЛЯ ИСТОРИИ

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.
1916

 

ЭЙ!

Мокрая, будто ее облизали,
толпа.
Прокисший воздух плесенью веет.
Эй!
Россия,
нельзя ли
чего поновее?

Блажен, кто хоть раз смог,
хотя бы закрыв глаза,
забыть вас,
ненужных, как насморк,
и трезвых,
как нарзан.

Вы все такие скучные, точно
во всей вселенной нету Капри.
А Капри есть.
От сияний цветочных
весь остров, как женщина в розовом капоре.
1916

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Мне
  надоели ноты —
много больно пишут что-то.
Предлагаю
        без лишних фраз
универсальный ответ —
                  всем зараз.
Если
   нас
      вояка тот или иной
захочет
     спровоцировать войной,-
наш ответ:
нет!
А если
    даже в мордобойном вопросе
руку протянут —
     на конференцию, мол, просим,
всегда
ответ:
     да!
Если
    держава
          та или другая
ультиматумами пугает,—
наш ответ:
нет!
А если,
    не пугая ультимативным видом,
просят:
   — Заплатим друг другу по обидам,—
всегда
ответ:
    да!
Если
   концессией
          или чем прочим
хотят
    на шею насесть рабочим,—
наш ответ:
нет!
А если
    взаимно,
          вскрыв мошну тугую,
предлагают:
        — Давайте
              честно поторгуем!—
всегда
ответ:
     да!
Если
   хочется
        сунуть рыло им
в то,
    кого судим,
         кого милуем,—
наш ответ:
нет!
Если
   просто
        попросят
             одолжения ради —
простите такого-то —
                  дурак-дядя,—
всегда
ответ:
     да!
Керзон,
   Пуанкаре,
        и еще кто там?!
Каждый из вас
         пусть не поленится
и, прежде
      чем испускать зряшние ноты,
прочтет
     мое стихотвореньице.
1923

 

ПРОЩАНЬЕ

В авто,
     последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель? —
Париж
   бежит,
        провожая меня,
во всей
      невозможной красе.
Подступай
       к глазам,
              разлуки жижа,
сердце
    мне
       сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
         жить
           и умереть в Париже,
если 6 не было
             такой земли —
                         Москва.
1925


Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal

Комментариев (5)

  1. YOL

    GREAT !!!

  2. A B Z

    «Партизанинг»….само название больше ассоциируется с политикой,чем с искусством.Так и хочется сказать о неслучайности,что запуск данного блога прямо перед прошедшими событиями.

  3. A B Z

    небольшая поправка
    *о неслучайности того,что запуск данного блога произошел прямо перед прошедшими событиями.

  4. Маяковского в оригинале и в чтении Л.Брик можно тут послушать:
    http://writing.upenn.edu/pennsound/x/Mayakovsky.php
    http://www.ubu.com/sound/mai.html

  5. sasha

    i like)